(846) 212-99-55
Надежность и платежеспособность. |
О текущей ситуации на российском рынке перестрахования и критериях выбора перестраховщика мы беседуем с вице-президентом Объединенной страховой компании (ОСК), руководителем департамента перестрахования Наталией Лисиной.
- Наталия Петровна, изменился ли российский рынок перестрахования с введением новых требований к уставным капиталам перестраховщиков?
- Конечно, рынок сильно изменился. Ушли перестраховщики, которые не смогли выполнить новые требования к уставным капиталам, причем в основном те, кто занимался рыночным перестрахованием. Некоторые перестраховочные компании присоединились к страховым, тем самым усилив перестраховочные подразделения страховщиков.
Если посмотреть статистику 2009 – 2012 годов, то до 2011 года отмечался постоянный спад премий, переданных в перестрахование, и только в 2012 году обозначился небольшой рост. При этом даже по данным официальной статистики видно, что на фоне общего спада перестраховочных премий доля «рискового» перестрахования неуклонно растет.
- В чью пользу сегодня перевес на рынке – российских перестраховщиков или зарубежных?
- К сожалению, официальная статистика говорит не в пользу российского перестрахования. В 2009 году за рубеж было передано 54,5 млрд. рублей перестраховочных премий, российским перестраховщикам – 43,2 млрд. рублей. В 2010 году – за рубеж 53,8 млрд. рублей, в Россию – 33,7 млрд. рублей, 2011 год – иностранные перестраховщики получили 65,8 млрд. рублей премии, российские – 32,2 млрд. рублей.
По итогам шести месяцев 2012 года за рубеж в перестрахование ушло 40,06 млрд. рублей премии, а на территории России только 18,9 млрд. рублей. Сегодня мы наблюдаем перевес более чем в два раза в пользу иностранных перестраховщиков.
- Чем, на ваш взгляд, отличается спрос на перестрахование в Москве и в регионах? Каких перестраховщиков предпочитают региональные страховщики, а каких федеральные?
- Деление перестраховщиков только одно – надежные и ненадежные.
К каким перестраховщикам обращаться, зависит также от суммы ответственности и рисков, которые нужно распределить в перестрахование. Можно грамотно разместить требуемую сумму среди надежных российских компаний, занимающихся входящим перестрахованием, а может возникнуть необходимость обращаться на другие перестраховочные рынки. Многое зависит от специфики риска и политики компании, а не от того, региональный страховщик передает риски в перестрахование или федеральный. И, конечно, не последнюю роль играет выплатная история перестраховщика: выплачивает ли он свою долю без задержек при обоснованности страховой выплаты или постоянно требует различные дополнительные документы, тем самым затягивая выплату.
- В прямом страховании постоянно говорят про демпинг? Насколько проблема демпинга актуальна для перестрахования?
- Актуальна так же, как и для страхования. Несмотря на то, что перестраховочный рынок является в некотором роде самостоятельным, но процессы, происходящие на нем, целиком и полностью зависят от процессов страхового рынка. И если отследить тенденцию снижения тарифов, то в последние годы она все более явственна на российском перестраховочном рынке.
Интересен другой вопрос: а чем обосновано резкое снижение тарифов на страховом рынке. Я имею в виду не очевидные и лежащие на поверхности конкуренцию, борьбу за клиента, агента, а обоснование тарифной ставки. Ибо ставка может снижаться только в двух случаях – резкого снижения вероятности наступления страхового события или резкого снижения соотношения средней выплаты к средней страховой сумме. В последние годы эти показатели не демонстрируют тенденций резкого снижения.
Да, изначально тарифы для существующего в первые годы страхового покрытия (перечня защищенных договором страхования страховых событий) были несколько завышены. Но сейчас ситуация совершенно обратная – страховое покрытие неуклонно расширяется, достаточно сравнить правила страхования несколько лет назад и сейчас. При этом тариф неуклонно, причем в разы, снижается.
- А может все дело в западной перестраховочной защите?
- Некоторые страховщики действительно говорят, что резкое снижение тарифа им позволяет делать купленная на Западе перестраховочная защита. В большинстве случаев это перестрахование портфеля рисков по виду страхования на основе эксцедента убытка с уплатой минимальной и депозитной премии. Однако все не так просто. Давайте посмотрим, насколько это утверждение правомерно.
А правомерно оно в случае соблюдения многочисленных «если»:
– Если покрытие, предоставляемое перестраховочным договором, целиком и полностью гарантирует, что перестраховщик произведет выплату в соответствии со страховой защитой, предоставляемой правилами страхования.
– Если приоритет и лимит договора рассчитаны грамотно, в соответствии с потребностями по защите портфеля, а не из соображений, как купить защиту побольше и подешевле.
– Если не забывать о том, что бесплатных первых восстановлений по таким договорам практически не бывает и как только первый убыток затрагивает ответственность перестраховщика, тут же нужно уплатить восстановительную премию.
– Если прогнозируемая премия по договору рассчитана с большой долей вероятности, иначе отклонение как в сторону минуса (что означает завышенную минимальную депозитную премию), так и в сторону большого плюса (уплата дополнительной премии), опять же при неграмотном подходе, может негативно сказаться на результате операций страхования в целом.
И еще много «если».
Поэтому не всегда купленная защита на Западе оправдывает демпинг. Достаточно посмотреть результаты тендеров, чтобы заметить, что компании, имеющие грамотно выстроенную перестраховочную защиту, всегда предлагают адекватные риску тарифы.
- Что, на ваш взгляд, является основой партнерских отношений в перестраховании?
- Надежность. Надежность и платежеспособность перестраховщика – это в первую очередь. И только потом все остальные аспекты.
- Какие ценности в отношении с партнерами ставит во главу угла Объединенная страховая компания? Какие преимущества получили партнеры после присоединения к ОСК перестраховочной компании «Волга»?
- Одним из главных наших преимуществ я считаю кадры. Нам удалось сохранить и в последний год приумножить высококвалифицированные профессиональные кадры ПК «Волга», которые теперь работают в подразделении «ОСК-Перестрахование». Андеррайтеры не только продолжили обслуживание своих постоянных клиентов, но и получили дополнительные возможности для поиска новых. Надежность перестраховочного покрытия значительно возросла, так как теперь ответственность по рискам несет компания с активами, превышающими 1 млрд. рублей, высоким рейтингом надежности и 20-летним опытом работы на страховом рынке.
Мы по-прежнему верны нашим принципам: оперативность и индивидуальный подход к каждому клиенту, недопустимость операций, противоречащих законодательству и этическим нормам, неукоснительное исполнение обязательств перед партнерами, конфиденциальность.
Хочу отметить, что после объединения значительно повысилась перестраховочная емкость и финансовая устойчивость компании, что, несомненно, также является нашим конкурентным преимуществом.